контроллер машиниста
Разберем контроллер на примере контроллера типа 21KR
------------------------------------------------------------------------------------------------
Контроллер машиниста типа 21KR
Контроллер машиниста типа 21KR устанавливался на электровозах ЧС2т, ЧС4, ЧС4т, ЧС7 и ЧС8. С помощью контроллера задается режим работы тяговых двигателей. Именно с контроллером машинист работает наибольшее количество времени.
На многих локомотивах стоит унифицированный контроллер. На тепловозах, производимых на Коломенском и Луганском заводах — контроллеры КВ разных модификаций. На электровозах ВЛ постоянного тока — одна из серий КМЭ, с двумя рычагами. На старых ВЛ переменного тока — другая серия КМЭ, с изогнутой главной рукояткой и плоской реверсивной, а позже еще и задатчиком скорости.
Общее устройство контроллера 21KR
Снаружи 21KR выглядит как плоский металлический ящик, укрепляемый в кабине в пульте машиниста посередине. Сверху две рукоятки — съемная реверсивная и несъемный штурвал. Реверсивная рукоятка работает просто — приводит в движение реверсивный барабан, контакты которого подают питание на силовые реверсоры, изменяющие направление вращения тяговых электродвигателей.
Штурвал может взаимодействовать с двумя барабанами — в верхнем положении он находится в зацеплении с главным барабаном, управляющим посредством трех реле (шагового, «Набор» и «Сброс») четырехцилиндровым пневмодвигателем системы Skoda, а этот двигатель вращает главный аппарат тяговой цепи — какой именно, зависит от электровоза, это может быть промежуточный контроллер ПК (ЧС2Т, ЧС6, ЧС200), переключатель ступеней ПС (ЧС4, ЧС4т, ЧС8), промежуточный барабан контроллера ПБК (ЧС7), для краткости далее в качестве примера берется обозначение «ПС». В нижнем (утопленном, нажатом) положении штурвал имеет зацепление с барабаном ослабления поля, который управляет контакторами ослабления возбуждения тяговых двигателей — ослабление возбуждения увеличивает скорость. В центре штурвала находится кнопка подачи свистка.
Обе рукоятки имеют механическую блокировку. Реверсивная рукоятка не может быть сдвинута, пока не появится питание на электромагнитной защелке, оно подается только при включенных приборах безопасности и нахождении главного аппарата на нулевой позиции. Реверсивная рукоятка может быть сдвинута только при нахождении штурвала в среднем положении «X». Штурвал может быть сдвинут только при нахождении реверсивной рукоятки в положении «ХВП» (ход вперед) или «ХНЗ» (ход назад).
_______________________________________________________________________________________
Управление контроллером 21KR
Для начала нужно поставить реверсивную рукоятку в положение «ХВП» или «ХНЗ» — как правило, «ХВП». Утапливать штурвал в нижнее положение пока рано, сначала надо набрать необходимое число позиций. Среднее положение штурвала называется «X», а вот список всех, перечисленных по часовой стрелке: — «-»- автоматический сброс; — «-1» — ручной сброс; — «X» — фиксация; — «+1» — ручной набор; — «+» — автоматический набор.
В положении «X» пневмодвигатель неподвижен. При переводе штурвала в положение «+1» пневмодвигатель проворачивается на 180 градусов, проворачивая на одну позицию переключатель ступеней. Чтобы набрать еще одну позицию, надо сначала вернуть штурвал в «X», а затем снова поставить в «+1». При постановке штурвала в положение «+» пневмодвигатель ПС вращается непрерывно. Положения «-1» и «-» работают аналогично «+1» и «+», но для сброса позиций ПС.
В положении «X» штурвал можно нажать вниз, при этом он соединится с барабаном ослабления поля. Затем поворотом штурвала по часовой стрелке его можно поставить в положения «I», «II», «III», «IV» и «V». При этом поочередно включатся пять ступеней ослабления возбуждения тяговых двигателей. Чтобы вернуть штурвал в зацепление с главным барабаном, его надо повернуть против часовой стрелки обратно в положение «X» и отпустить — он сам вернется в верхнее положение. Из положений ослабления поля он сам в верхнее положение не возвращается — эти положения фиксированные.
_______________________________________________________________________________________
УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА КМЭ-8Е
1 НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО
КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА КМЭ-8Е
Контроллером машиниста называется аппарат, с помощью которого машинист управляет работой тяговых двигателей. Изменением положения рукояток контроллера машинист дистанционно через цепи управления воздействует на аппараты силовой цепи и вызывает необходимые переключения.
Рисунок 1 – Контроллер машиниста КМЭ-8Е
По конструктивному исполнению контроллеры разделяют на кулачковые и барабанного типа. На наших грузовых электровозах установлены кулачковые контроллеры машиниста: КМЭ-8 на ВЛ10, ВЛ8 и КМЭ-23Н на ВЛ23. Каждый из этих контроллеров состоит из набора контакторных элементов кулачковых валов с приводами и рукоятками и механических блокировок, смонтированных в корпусе.
Контроллер КМЭ-8. Он имеет корпус, состоящий из литого основания 5 (рис.1), литой крышки 9 и вертикальных стоек. Спереди корпус закрыт кожухом 6, а сзади — съемным кожухом. На задних вертикальных стойках 3 и 8 укреплены контакторные элементы 7. Их подвижными контактами управляют кулачковые шайбы 4, насаженные на вертикальные валы 9. Валами 9 через передачу 2 управляет машинист с помощью рукояток контроллера.
Главная рукоятка 10, соединенная с главным валом, позволяет управлять тяговыми двигателями в режиме тяги. Она имеет 37 позиций, не считая нулевой.
Тормозная рукоятка соединена с тормозным валом, и при движении по часовой стрелке имеет, кроме нулевой позиции, 02-ю и 15 позиций регулирования тока возбуждения тяговых двигателей в рекуперативном режиме. Перемещением рукоятки против часовой стрелки включают четыре ступени ослабления возбуждения тяговых двигателей.
Позиции главной и тормозной рукояток фиксируются защелками рукояток и палами или выступами на секторах 14. Защелка 13 своим зубом входит в прорезь сектора под действием пружины. Для перевода рукоятки на следующую позицию необходимо прижать защелку к рукоятке, при этом зуб выходит из паза, сдвинуть рукоятку, освободить защелку и вести рукоятку до западания зуба в следующий паз. Для перехода с 16-й на 17-ю, с 27-й на 28-ю позиции главной рукоятки и при включении ступеней ослабления возбуждения тормозной рукояткой необходимо таким же порядком нажимать вместо защелки 13 кнопку 12.
Реверсивно-селективная рукоятка 15 вставлена в прорезь реверсивно-селективного вала, насаженного через шариковые подшипники на тормозной вал. Этот реверсивно-селективный вал через зубчатую передачу соединен со вторым реверсивно-селективным валом, насаженным на подшипниках на главный вал. Рукоятка имеет девять положений: нулевое в центре и по четыре положения в направлениях. Вперед при переводе против часовой стрелки и Назад при переводе по часовой стрелке. В направлении Вперед первое положение М соответствует работе в тяговом режиме и три последующих положения соответствуют различным схемам соединения тяговых двигателей в тормозном режиме: параллельное П, последовательно-параллельное СП и последовательное С, Такие же положения реверсивно-селективная рукоятка имеет В направлении Назад. Реверсивно-селективная рукоятка съемная. Ее можно снять с контроллера только в нулевом положении.
Под воздействием рукояток контроллера изменяются цепи управления за счет включения или отключения контакторных элементов.
__________________________________________________________________________________________